среда, 18 мая 2016 г.

Внутри себя я в Будапеште

12 лет назад я училась в 7 классе и у меня еще теплилась надежда, что несмотря на генетику и несколько поколений плоскогрудых женщин в нашей семье, мои сиськи таки дадут о себе знать. Я была всецело поглощена подростковыми проблемами, поэтому тема сочинения "Письмо Паустовскому", заданная на литературе, мне не давалась вообще. Не спрашивайте, я не помню в чем был прикол писать письмо Константину Геориевичу, но дело это стоило годовой оценки. С первого раза у меня не получилось, поэтому учительница поставила ультиматум, хочешь пять - переписывай. Со второго вышло все равно коряво, да и с третьего тоже. Все мои подруги гуляли, на улице было по летнему тепло, за окном раздавались крики детворы, а Оля страдальчески подперев голову, выводила в тетради "Письмо Паустовскому" дубль 4.

К чему это я?
Ах да, записка про Будапешт. Дубль 4

И черт подери с этого раза у меня получится. Но это неточно. Настасья мне недавно написала, что вообще не надо париться, просто без лишних комментариев выгрузить гору фотографий. И все. Ну да и заголовок написать "Завидуйте, сучки". Но нет, мне же надо поболтать.

Я долго думала (на самом деле мне не хотелось на работе заполнять кипу отчетности, поэтому я решила, что это самое хорошее время подумать о блоге) как написать то, что до сих по не организовывается в собственной голове. Если вести рассказ в хронологическом порядке, то получится унылое чтиво про то как мы ели, пили винишко, гуляли, спали, снова пили, фоткались, и опять ели. Поэтому давайте систематизируем. Вдруг кто-то намылится в Будапешт, и прочитав кучу постов, сайтов и прочего на эту тему, все равно покажется мало и надо будет непременно узнать мнение грустненького доктора и редактора с лицом матрешки (Аня, это не я придумала) 

Давайте начнем с технической стороны вопроса.
Как ехать.
Если вы живете в провинциальном захолустье, то ехать, а точнее лететь придется с пересадками. У нас она была в Хельсинки. Нет, есть конечно несколько менее комфортные способы передвижения, ну там поезд или автобус, ноги в конце концов. Но не думаю, что это кардинально дешевле и целесообразнее. 
Так вот, цена вопроса 20000 р на одного человека туда-обратно.



Туда мы летели в самое неудобное и дешевое время - под утро. И если вы путешествуете с такой же психичкой как я, то знайте спать перед полетом вы вообще не будете, я притащу вас в аэропорт за три часа до отправки рейса. 
Спустя три часа верчения в неудобном кресле и моего нытья "поговори со мной", "дай послушать музыку", "выпусти меня в туалет", командир корабля наконец объявил, что мы начинаем посадку, и самолет начал погружаться... в молоко. Ну да, в Финляндии был туман, которому бы обзавидовались создатели Сайлент Хилл, совершенно точно. Как они вообще летают в такую погоду? Потому что видно было ничего. Одно сплошное серо-белое ничего.

В Хельсинки какой-то нескончаемый аэропорт с гигантским Дьюти Фри и кучей магазинов, удобными сиденьями, местами для подзарядки телефона, а в туалете и вовсе птицы поют, что конечно несколько вводит в недоумение.
Пока я была озадачена выбором билетов, меня волновал вопрос сколько времени нужно на пересадку и что делать, если сего времени не хватит. Внятного ответа я так и не нашла, но могу сказать, если билеты у вас одной компании, а багаж зарегистрирован до самого пункта назначения, то 2,5 часа это за глаза. Это и лениво пошататься по Дьюти Фри и три раза  в туалет сходить и кофе выпить и телефон зарядить и полапать муми-троллей в Муми-Шопе, и знатно потупить на паспортном контроле
Собственно в тот  момент, когда мы наконец получили заветную печать в паспорте, мол, "плачь и смотри" как люди могут жить, а я чуток успокоилась и решила, что до Будапешта почти рукой подать, наш самолетик заболел. Посему 40 минут мы просто любовались как самолету примеряют новые шасси. Мазохистское такое развлечение.

Забегая вперед, скажу, что на обратном пути пересадка была аж 8 часов, просто я решила, что это хорошая идея погулять по Хельсинки. Финляндия же. Когда я еще увижу заграницу, с таким-то курсом. 
Ничуть не умаляю достоинства финской столицы, но +2, дождь, свинцовые тучи и душераздирающий крик чаек, а вокруг снуют какие-то светловолосы эльфы.  В незабвенном "Орле и Решке" сказали, что это город самоубийц, и правда, внезапно захотелось слушать HIM и резать вены. Может быть если светило солнце и было лето, было бы все иначе, но вы поняли. Зато у меня есть понтовая чашка, которую во всяких инстаграмах продают за дофига, И брелочек еще с Муми-Троллем. Да, из всего многообразия я выбрала брелочек. 


Ну так вот, несмотря на то, что колесики привинчивали к самолету несколько раз, мы таки долетели. Все оставшееся время было очень трудно держать челюсть закрытой и отгонять мысли, что живем мы не так. Совсем не так.

Правда красота старого Будапешта вас покорит не сразу, сначала вы будете ехать на синеньком автобусе, который единственный ходит от аэропорта и разглядывать унылые пейзажи венгерских задворок. Как Бутово, только Будапешт и все надписи не на венгерском. Потом будет метро, которое сначала идет над землей, и поезд один в один наш, но такое ощущение, что его сначала сожгли, а потом пустили кататься по рельсам. Нет, на других ветках там клевенькие вагоны, а на первой и вовсе смешные поезда-малышки, но пока ощущение, что мы и не уезжали нас не покидало.
Вообще с транспортом не было никаких проблем, ну правда нас автобус игнорил пару раз, а еще эти странные кнопки на дверях, которые то надо нажимать, а то не надо, и если нажимать, то в определенный момент. А ну и билетики, которые надо по особенному компостировать, а автомат такой, зажую-ка я его, русская ты свинья, но это скорее потому что кто-то корявый. В телефоне было волшебное приложение, которое щедро делилось с нами вариантами как добраться из пункта А в пункт Б, даже без доступа к сети. Боже, храни айфоны.


Дальше. Где жить.
Где вам жить вариантов 100 и 1 на любой кошелек. У нас были аппартаменты почти в центре, которые выглядят лучше чем моя квартира (и вся моя жизнь в целом), и где есть маленький садик и панорамные окна.
Рядом была остановка, магазин с винишком, синагога и бары куда мы не пошли. Почти идеально. Цена с носа 10000 на 7 дней. Не так и много, интернет, телевизр, стиральная машинка, плита, кофеварка, и прочие блага цивилизации в вашем распоряжении. Я думаю Щщщщикарно.



На каком языке разговаривать.
Даже не пытайтесь понять венгерский. Просто не пытайтесь и все, это невыговариваемо, нечитаемо и тем более непереводимо. Выстроить ассоциативные ряды как в Чехии или Польше и догадаться, что тут происходит не получится. Речь звучит как будто они кого-то проклинают, скорее всего тебя. Единственное, что мы усвоили, что Венгрия звучит как Magyarorszаg, а улица это utca. Читается как "утца", но стоит только посмотреть на наши необремененные интеллектом физиономии, и сразу станет понятно, что улиц у нас не было, у нас были утки. Много уток. Жили мы вот на утке Казинского. Еще была утка Улой и утка Гюль Баба. Короче, если вы любите гыгыкать над тем, на чем нормальные люди даже не заостряют внимания, то вам в Будапешт.
Если что, английский в туристическим местах понимают, даже в моем исполнении. Русский вряд ли, нам попался только один русскоговорящий продавец и то случайно. А так мы чудесно болтали на своем птичьем и никто нас не понимал. Волшебно


Чо там делать? Только ленивый меня не спросил, что делать в Будапеште. Ну, например, чувствовать себя счастливым. Просто так, без повода, развалившись в парке и болтая про опоссумов. Знать, что ты нашел место, где трава зеленее, люди добрее, а на совсем чужих и незнакомых улицах почему-то ощущать себя как дома.
Скажу сразу, что 7 дней это мало. Нет, ну если вы не такие ленивые личинки как мы, то может быть и нормально, а если вам надо "давай полежим", "пойдем поспим, а потом погуляем еще" и "о нет, отстань от меня со своим кото-кафе", тогда может быть и уложитесь.



Кстати о ленивых личинках. Где есть?
Где видите там и есть. Причем все, что вызывает у вас активную салицвацию. Когда ты живешь в стране, где покупая ягоды непременно будет треть гнилых, а другая треть недозрелых, где продают Бри произведенный в Пензенкой области за дикие деньги, где.... ай да ладно, сами каждый день в пятерочку ходите и видите все что там на полках лежит. Так вот, в Будапеште любой супермаркет покажется рогом изобилия. Бюджетным рогом изобилия, потому что тысяча рублей в продуктовом эквиваленте выглядит так:

Мы были голодные и не спали сутки

Уличная еда. Венгры знают толк в гастрономии, поэтому выращивают не абы кого, а мангалиц, а потом их едят. Это свинья в мехе если что. Не знаю чем они кормят поросят и придает ли этим самым поросям шерсть особые вкусовые свойства, но колбаски из нее какие-то исусьи, поэтому смело шуруйте на какую-нибудь площадь и пробуйте. Только одну на двоих. Просто для венгров нормально положить шмат колбасы в полбатона и назвать это "один хотдог". Еще есть булки, как чешское трдло (нет это не название порно и не ассортимент из сексшопа), только венгерское. Ну булка как булка, но прикольная. И самое прекрасное и волшебное это гуляш. По-любому почти у всех гуляш ассоциируется со школьной столовкой, обедами у бабушки и... поминками. А фиг вам, это суп. Настолько крутой, что все фанаты борща в срочном порядке предадут родину. Какой там борщ, все на Урале должны есть гуляш, только так можно выжить в нашу погоду.  И да, не увлекайтесь паприкой. 





Что тащить домой?
Что за глупый вопрос. Сыр! Много санкционного сыра! Можно еще всякие шоколадки и ништячки, которых у нас или нет. или они стоят неприлично дофига. Ладно, серьезно. Хотя сыр это серьезно. С сыром вообще не шутят.
 Паприка. Вот сколько сможете увезти, потому что здесь она вкусная, пряная и разная, а не как у нас просто красная и сладковатая. А больше и нечего, ну всякие там магниты да тарелки, ну и прочая китайская дребедень. Вино на любителя, ликер уникум похож на Доктор Мом, это я еще с детства помню (не спрашивайте), а до Палинки мы не добрались.
Лучше всего привезти ворох воспоминаний и сотню фотографий, чтобы смотреть и время от времени думать, что не все еще потеряно.

И самое главное. Куда шагать.



А куда глаза глядят. А они глядят на чистые улицы, красивых мальчиков, Дунай и всякие архитектурные изыски.

В Будапеште клевый зоопарк, где любят косуль (просто все звери с рогами у нас были названы косулями), есть морской кот, туповатые фламинго, грустный слонятка, кенгурень, коала и чудесная семья из обезьян. И огромный музей естественной науки, где тоже все клевое за исключением тараканов.


Это слоновник. И он тоже выглядит лучше, чем моя жизнь







Есть странный дом Террора, где венгры поставили танк и на трех этажах рассказывают как страдали от русской оккупации, ну и совсем чуток от нацистов. Оно конечно понятно, жили такие себе в Европе никого не трогали, а потом бац и в социализм затянуло, это почти как бьюти-блоггером стать, наверное. Но особенно не впечатлило, куча хроники, страшной музыки, световых эффектов и камер пыток. Наверное когда ты живешь в стране, которая всю эту социалистическую кашу заварила, учишь с 9 класса в школе все перипетии с советской властью и слушаешь рассказы мамы и бабушки как "там" было, вряд ли тебя хоть что-то удивит в этой жизни. Но вы сходите, особенно если дождь  и уныло, только аудио-гид не берите, так веселее.

Главное развлечение в Венгрии это фотографировать Парламент. Ходить вокруг него, прыгать, снова ходить и фоткать со всех возможных точек города. Внутри неинтересно, а снаружи он как безешка. Смотрите сами.







Рынок. Ну он такой весь из себя цивильный, там много классной еды, дешевых сувениров, а еще мы не знаем как будет по английски пакет, и вот это было проблемой. Ну такие себе проблемы слабоумных.

Лидос вам привет передает


Еще нужно пойти в старую часть города. Там есть замковый холм, на который надо подниматься на фуникулере, так красиво, ну и безопасно, вряд ли если вы слупили мангалицу, то будете в состоянии передвигать ногами.


Логично, что на замковом холме замок в котором национальная галерея, куда мы, кстати, тоже пошли. Два этажа там венгерского искусства, какие-то странные эээ объемные картины с Иисусами, ангелочками и прочими библейскими образами, еще мрачные средневековые полотно, чуток импрессионизма и ничего не понятно, короче венгры знают толк в извращениях. А на третьем этаже весело, там современное искусство, а оно всегда прикольное. Гвозди там всякие, рваные бумажки, проволока, разлитая краска, и трон еще с  Сауроном.


На самом холме можно гулять (а больше и делать нечего), смотреть на виды города, глушить Маргариту (в смысле пойло, а не неугодную вам мамзель), изображать фешн и есессно фоткать Парламент.
Если пройти дальше, то будет церковь у который купол сделан из пледика. Ну то есть нет конечно, но похоже.. И бастион еще есть. Не знаю, что такое бастион, это что-то из игры "Герои меча и магии", но смахивает он на диснеевский замок. Вот.





Есть еще гора Геллерт. У ее подножья дорогой отель и купальни. Кстати про купальни. Мы туда не пошли, я не взяла купальник, а еще было гадкое предчувствие, что мы тюлени, ну и что нас могут обворовать (да-да, начитались).
Тут телефон чуток дал сбой, поэтому на гору мы поднимались пешком, встретили горячку, сердечный приступ и велосипедиста-извращенца, но к цитадели все-таки вышли.
Да, на горе разрушенная цитадель, огромная дева с пальмовой ветвью, отголосок советщины, ну и бесконечные виды города. Больше ничего.





 Недалеко от зоопарка, в парке притаился замок с прозаичным названием Вайдахуняд. Который на самом деле не настоящий, а картонный, но все ему радуются, устраивают экскурсии и ярмарки. Венгры, чо




Ну и самое главное, красивое и вообще айяаяай пустите меня обратно. Остров Маргариты. Это уже не в честь бухлишка, а в честь дочери Короля, который ничего лучше не придумал, как упечь деву в монастырь.  В общем это кусочек рая в без того райском Будапеште. Остров на реке Дунай прямо в центре города.
Сие представляет собой большой зеленый парк, где можно кататься на смешных велорикшах, а можно просто шастать. На входе стоит какая-то гигантская дырявая вагина, нет, мы конечно честно читали про этот памятник, но он все равно запомнился как вагина. Извините.
Внутри здорово (не в вагине, в парке, если что), прохладно, травой пахнет, белки всякие, деревья обычные, огромные и стильные. Можно упасть на траву, а можно таращиться на Дунай и щуриться от солнца. Про пробежку и йогу я вам не говорю, потому что мангалица и гуляш.





Я не знаю, что еще сказать, кроме клево-клево-супер-клево, все шуруйте в Будапешт и будьте счастливыми. То есть нет, дома сидите, я ревную, мой город. И редактора.



Когда мы ждали самолет, который вернет нас в уральскую столицу, стало нестерпим грустно. С начала года у меня появилась цель в жизни, я копила деньги, занималась документами, считала дни, я говорила себе, вот потерпи, ща-ща все будет. И вот оно случилось. А что мне делать дальше? Я потерялась и до сих пор себя не нашла. Это как новый гол. ты его ждешь, а потом после боя курантов появляется стойкое чувство, что тебя где-то кинули.

Утром мы были дома. В холодильнике лежали сосиски с привкусом воды из батареи и костромской сыр, в магазине мне нахамили, а на улице не было как всегда пасмурно. Как будто и не уезжали.

Столько еще осталось непосмотренным, непотроганным, необойденным, невыпитым и несъеденным. Мы обязательно еще вернемся, город в излучине Дуная.



28 комментариев:

  1. Привет! Я Маша из Челябинска. Третий год живу и учусь в Германии. Приезжайте в следующий раз к нам, в Северный Рейн-Вестфалию гостить, у нас тут тоже хорошо :)
    Тем более, что посольство как раз в Екб!

    ОтветитьУдалить
  2. Пакет по-английски - plastic bag. 😊

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Блин! Могла бы и догадаться)

      Удалить
    2. А по-венгерски очень просто - ташка

      Удалить
    3. Ух ты в венгерском есть простые слова)))

      Удалить
    4. Поверьте, довольно много )) Сложность не в простоте слов, а в звуках и интонации. Можно и простое слова так сказать, что венгр не поймет)) В центре Будапешта еще могут английский понять, а вот в округе, или, например, на Балатоне, там больше знают немецкий.
      Приятных вам путешествий!

      Удалить
  3. До чего же здорово написано! Сказать, что захотелось в Будапешт - ничего не сказать:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всем Будапешт за счет заведения)

      Удалить
  4. ЗдОрово! Теперь надо намечтать себе ещё что-нибудь стоящее и вперёд!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Были бы деньги, а так хоть весь мир смотреть)

      Удалить
  5. Анонимный19 мая 2016 г., 20:03

    Нищета мир посмотрела ну надо же! Столько щенячьего восторга. Долго копила? Поди одну гречку лопала?

    ОтветитьУдалить
  6. Эх, я тоже так приехала... Мы за год почти покупали круиз по средиземноморью, билеты, визы и т.д. Такая странная опустошенность была и даже не верилось - а я что, реально в Испании и Италии была?)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот, сейчас смотрю фотки как будто и не я вовсе и не со мной это было

      Удалить
  7. Хочу в Будапешт! И не думала, что там можно и 7 дней провести :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Там можно жизнь провести))

      Удалить
  8. Судя по анонимному комментарию, твоя жизнь удалась! ;)

    Молодцы! Желаю вам ещё много-много таких же приятных путешествий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тут буквально на днях нашла новый жизненный приоритет. Через 3,5 месяца поделюсь)

      Удалить
  9. Оля! вот именно с таким настроем, как у тебя, не так уж важно место, в которое направляешься! важно то, что умеешь увидеть, заметить, услышать, обалдеть от счастья, заглянуть в себя, впитать что-то новое, чужое, и сделать это своим и близким! а путешествия ценны, по-моему, тем, что в это время как-то ярче чувствуешь, ощущаешь жизнь и перемены даже кожей, и любая мелочь, которую дома не регистрируешь ни в одном закоулке сознания, неожиданно приобретает смысл, важность, весомость,вкус и запах! здорово! спасибо за пост! желаю еще много новых путешествий!
    "ссылка на родину" - невероятно метко и да, очень знакомо! )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не, если бы я ехала в Сызрань, наверно у меня было бы другой совсем настрой)

      Удалить
  10. Обожаю нескучные заметки о путешествиях. Оля, спасибо. Теперь я люблю и Будапешт)

    ОтветитьУдалить
  11. не довелось побывать в Будапеште, но очень хочется... И да, правильно ты сравнила ожидание путешествия с новым годом. чувствую сейчас себя так же..хочу назад)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я видела-читала про твои похождения, тут вообще можно уйти в депрессняк надолго)

      Удалить
  12. фотографии замечательные, город - совершенство! теперь тоже хочется по уткам погулять :О
    и как ты находишь такие здоровские и забавные сравнения для рассказа?))

    ОтветитьУдалить
  13. Предлагаю дружить блогами ))

    evgenijamir.blogspot.com

    ОтветитьУдалить
  14. Всё такое инстагрэмбл :D
    Прекрасное путешествие, Оль! И ты такая счастливая (и не только от винища и мангалицы). Круть.

    У меня после Европы была ощущение, что всё было сном. Тебя вырубили на пару часов какой-то наркотой, ты повалялась в галлюцинациях, а потом очнулась в суровом отечестве))

    ОтветитьУдалить