среда, 31 августа 2011 г.

Недоделанная пианистка

Час бренчала по клавишам 9 этюд Шопена, успокаивала шальные нервы. Швырнула ноты в ничем не повинного кота и чуть ли не разревелась. Кому понадобилось продавать мое старенькое пианино и покупать навороченный синтезатор. Он же бесчувственный и запрограмированный. В него даже не заглянешь чтобы посмотреть как получается звук. Пф....

Это меня сейчас тянет играть на любом бесхозном  пианино, еще несколько лет назад мне это все виделось страшным занятием.

Когда мне стукнуло шесть, все мое активное семейство стало думать куда бы запихнуть свое дорогое чадо, чтобы оно росло и развивалось, желательно духовно. 
Бабушка настойчиво твердила, что Олюшка должна обязательно заниматься танцами желательно бальными, мама  нарочито напоминала, что этот маленький до ужаса любопытный ребенок ее дите, и посему она точно уверена, что музыкальная школа это самое то. Папа скромно замечал, что неплохо бы отдать деточку в какой-нибудь спорт, желательно теннис, и наконец, дедушка, периодически намекал, чтобы все отстали от ребенка и дали ему спокойно провести детство. А я хотела рисовать, и занималась этим на любой пригодной и не очень поверхности. Только вот мое маленькое скромное мнение никто учитывать не стал, и после долгих разговоров было решено отправить меня в музыкальную школу. Решающим стало наличие дома фортепиано, которое прозаично выполняло роль полочки.

И вот я уже иду на свой первый урок в подготовительный класс, нервно сжимаю мамину руку и мало что понимаю в этой премудрой жизни.
Я сижу за фортепиано на табуреточке, смотрю на клавиатуру и искренне не понимаю, как тут что-то можно различать. Это не клавиатура, это зебра какая-то. Ближайшие три месяца моим основным занятием было научиться ставить руки правильно и стараться не запутаться в пальцах. А еще моими лучшими друзьями должны были стать вместо плюшевого Микии Мауса гаммы.
Я помню свой первый академический концерт в мае. Мне шесть, я не выговариваю букву "л", только-только научилась читать по слогам и боюсь засыпать одна, а мне предстоит идти своими маленькими ножками в актовый зал, где сидит куча преподавателей, садиться за огроменный рояль и играть. А я боюсь, я так боюсь, что хочу спрятаться в этот самый рояль. Хочу плакать и к маме. Первое нельзя ни под каким видом,а вторая опять на работе. Села, дрожащими пальцами отыграла незатейливую пьеску, встала, чуть не упала со сцены, поклонилась и выбежала с полной уверенностью, что это был самый большой мой позор и скоро меня выгонят из этой багадельни.
В тот день я получила пять..
Но не все так было радужно и легко, кроме выше описанной специальности меня ждали сольфеджио, музыкальная литература и хор, и если в самом начале нам играми и трогательным учебником с картинками показывали интервалы, длительность нот, размеры, давали слушать пьесы, то когда я вздумала подрасти начался форменный дурдом.
Честно, я не особо любила заниматься музыкой, по крайней мере не испытывала нежного трепета как другие.
Самое большое удовольствие мне приносила музлитература, там от меня требовалось лишь знать биографии композиторов, узнавать на слух произведения и рассказывать содержание опер. Здесь не заставляли ни петь, ни играть, ни писать. Вот сиди слушай и радуйся.

Хор. Это отдельная история, уверена, что преподаватель до сих пор  вспоминает меня не самым цензурным словом. У меня был голос, и слух, но я не могла попасть в тональность как ни старалась. Если гаммы я еще протяжно и тоскливо пела, то тут было все печально. На выпускном экзамене мне предстояло спеть кусочек из какого-нибудь произведения в определенной тональности. Мне досталось ария князя Игоря. Представили да сейчас князя Игоря и  меня? Исполнить надобно было любой фрагмент по желанию, только желания у меня никакого не было. Ну хорошо, хотели князя Игоря, сами виноваты.
Сейчас я думаю, что выйди я с таким номером на площадь, то насобирала бы неплохую сумму у сердобольных прохожих.

Так вот вышла, ухмыльнулась, оправила юбку и своим трогательным голоском затянула


О, дайте, дайте мне свободу!
Я мой позор сумею искупить

Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недруга спасу!

Я легко и просто могла бы петь на пару октав ниже, но тогда бы я фальшивила и наверняка бы отправилась на пересдачу. А тут вышибла слезу и позабавилась весьма.

Сольфеджио. Брррр... Сколько бы я не старалась у меня получалось откровенно плохо. Я могла петь гаммы. Честно, петь гаммы еще хуже нежели их играть.Но тем не менее, каким-то чудом у меня это получалось.  Но самое большое развлечение это было диктанты. Из себя это представляло следующее, нам сообщают размер произведения, и первую ноту если повезет, потом мы все это дело слушаем и вписываем, что получилось в нотную тетрадь. Для меня до сих пор загадка, как отличить ре от ре-диез на слух. Поэтому всему получить четыре за такую экзекуцию считалось за праздник.

Я росла и превращалась в дурацкого тринадцатилетнего подростка, которому 8 лет в музыкальной школе надоели до чертиков. Мне хотелось свободы, а приходилось то и дело играть опостылевшие произведения. Я ходила в кружок журналистики, и только там чувствовала себя довольной, потому что это было действительно место, где мой образовавшийся неуемный творческий потенциал мог бы вдоволь разгуляться. А тут нет, на меня ругались, захлопывали крышку фортепиано, так что я еле-еле успевала выдернуть руки, ставили адский метроном и заставляли играть, пока кончики пальцев не начинали конвульсивно пульсировать. И все могло быть хоть немного иначе, не окажись моя преподавательница истеричной женщиной без намека на личную жизнь.

В тот знаменательный день именуемый выпускным, семь лет назад я была правда счастлива, что все  мое обучение заканчивается, более того была уверена, что никогда не захочу больше приближаться к инструменту. И правда года полтора я к нему не подходила и просьбу "Оль, 

сыграй нам чего-нибудь" воспринимала как оскорбление. 
В 11 классе учительница МХК попросила, точнее попросила в принудительном порядке провести урок у пятиклашек.  При этом всем я не была самой добросовестной ученицей по ее предмету, но у меня было выгодное отличие, я умела обращаться с пианино. Дома, когда я села готовиться, просто напросто не могла оторваться и играла играла играла что-то.

До сих пор на меня что-то находит, чаще всего правда тоска, я усаживаюсь и начинаю мучить соседей задушевными сонатами и этюдами.

21 комментарий:

  1. господи,бедный ребенок.помню,как мучали мою сестренку этим Сольфеджио,и прочей лабудой
    играть-это здорово,я считаю только, что надо брать индив. уроки просто и все,без всяких ненужных предметов,чтоб ребенок потом вспоминал это с радостью.что мол вот-как училась играть...а не карпела 7 лет(мамма мия, или сколько там...?) в музыкальнйо школе((
    мучай соседей!!! я думаю,надо же на ком то теперь отыгрываться)))

    ОтветитьУдалить
  2. Ох, это просто экзекуции для ребенка! Как бывший ребенок:), я против лишения детства, а как мама... даже не знаю, мой сынуля за пару месяцев самостоятельного обучения уже такие перлы на гитаре выдает!:)
    Я выдержала только 2 месяца занятий с репетиров по фортепиано, меня нещадно били по пальцам и в один прекрасный день заявила родителям, что больше не пойду, объяснив причину лет через 10:) Отдала 8 лет спорту, а в итоге периодически высказывала родителям по поводу того, что не настояли на продолжении занятий. Хотя и не факт, что они смогли бы меня заставить:)
    Оля, спасибо за супер-экскурс в детство: твое и свое!:)

    ОтветитьУдалить
  3. Читаю и вспоминаю свои (м)учения в музыкалке:)
    Проклятые диктанты,которые я всегда списывала, а контрольный умудрилась написать почти на 5, гаммы,которые пела срывающимся голосом, и специальность(когда пианино наводило тоску,и хотелось все бросить)
    А теперь моего старенького фортепианко нет,и меня тянет играть х)

    ОтветитьУдалить
  4. как я тебя понимаю...
    только у меня всё было хуже...
    я играла на аккордеоне ><
    фортепиано покруче будет, там хоть не надо ноги враскоряку делать :\

    ОтветитьУдалить
  5. Я свою тоже думаю на бальные танцы отдать. Она у меня пока ещё совсем плохо рисует :)) Зато танцовщица та ещё!

    А вообще, я рада, что меня никто никогда не отправлял в музыкльную школу... Вот только на гитаре сама училась играть лет в 15, но и это дело быстро забросила.

    ОтветитьУдалить
  6. Ох, как же мне это всё знакомо.
    И сольфеджио, на котором я ну никак не могла на слух отлечить одну ноту от другой, и хор, на котором я не попадала ни в тональность, ни вообще практически ни в одну ноту, и этюды, сонаты и прочее, что дома меня заставляла бабушка играть часами, и главное, музлитература, которую я обожала - ведь действительно, слушаешь себе, да слушаешь и всё прекрасно :)
    Только не выдержала я всего этого, и на пятом году обучения помахала всем ручкой.
    А вот недавно пожалела об этом. Уже третий месяц почти каждый день сажусь за своё пианино, которое сначала так упорно просила продать, а потом всеми конечностями защищала его от ненавистной продажи. Сижу и играю, играю, играю. Была права всё-таки моя бабушка, сказав, что я пожалею потом о том, что бросила.
    Ну ничего, сама наверстаю упущенное :D

    ОтветитьУдалить
  7. Юля, вот, я тоже за индивидуальные занятия, остальное уже если потом в училище поступать)

    Марина, всегда пожалуйста) Я была скромная и мне было стыдно сказать, что мне это все осточертело, как никак мама платила денежку)

    Nadiya, вот и мое продали, а оно мне почти другом стало, я туда дневник прятала и конфеты))

    leilani, оу..
    Меня вначале хотели отдать на скрипку, а хуже этого я не знаю что) До меня загадка как это все получается так

    Наташа, танцы это хорошо, лучше чем музыка, ну кажется так. А гитару я сама сколько пыталась освоить, могу бренчать один романс и все)

    ОтветитьУдалить
  8. Оля, да ты талант! я так умилялась когда ты писала про первое выступление!

    Вспомнила свои музыкальные годы и содрогнулась.

    А вообще я обожаю классику и слушать фортепиано. Довожу до нервной дрожи окружающих слушая симфонии вивальди

    ОтветитьУдалить
  9. Блеааа))) Читаю и себя узнаю! Так же боялась перед зачетами всякими, ненавидела сольфеджио, потому что НИ ЧЕРТА не поняла, любила муз. лит-ру, потому что ее учить там нет ни что - легко, правда, вот, петь я любила))

    ОтветитьУдалить
  10. Клево ) Я тоже закончил муз школу. Флейту ) и потом не играл уже лет 8. И наверное уже не умею... но когда-нибудь я пойду, возьму пару уроков и все вспомню =0

    ОтветитьУдалить
  11. Меня так мучали рисованием...
    6 лет в художке... Я даже бросить ее хотела, но мама не дала! Спасибо ей за это!

    А вот в архитектурную академию учится я не пошла! Двух лет в спецклассе при ней мне хватило с головой!

    Понимаю тебя прекрасно! У меня те же эмоции, когда сажусь рисовать.

    ОтветитьУдалить
  12. Ирина, спасибо)

    Ксюша, я петь тоже любила, только в ванной)

    ОтветитьУдалить
  13. угу, так и замер под нотами

    ОтветитьУдалить
  14. ну главное телесных повреждений не нанесла..
    а то ишь - удумала - в лысоВо и нотами...)

    ОтветитьУдалить
  15. Сейчас я вас удивлю: меня в музыкалку не взяли - слуха и голоса нет, а мама сказала, что пианино поставить некуда ))). Ноя не растерялась: бадминтон, потом тяжёлая, потом лёгкая атлетика, а для души выбрала кружок "Мягкой игрушки". Когда я всё успевала?

    ОтветитьУдалить
  16. ЧерныйКофе, отличилась)))

    Ну так это же известно, чем больше дел, тем больше человек успевает)

    ОтветитьУдалить
  17. Да...а я наоборот дико завидовала детям, которые умели играть либо на гитаре, либо на фортепиано.

    Сама училась на худ.отделении и дико страдала, потому что удовольствие это редко приносило: я рисовала портреты, а по программе мы каждый день рисовали натюрморты типа "Совок и ведро", "Шар и веточка", "Драпировка, метла и кастрюлька" -, и все это в краске и графике в течение пяти лет.

    Смотрела на детей из муз.классов и думала, как это классно - уметь играть на инструменте. Хотя нервы ребятам мотали изрядно.

    До сих пор помню пять пианисток 11-12-13 лет, после контрольного прослушивания, рассевшихся по разным углам и рыдающих во все горло, совершенно не стесняясь.
    В итоге оказывалось, что для таких слез достаточно было просто сфальшивить, сыграть ноту не так и т.п.

    Но может, в этом и плюс, ведь никогда не поздно научиться чему-либо.

    ОтветитьУдалить
  18. Ваше прошлое, мое настоящее.Правда у меня с теоретическими предметами все ОК.А вот специальность...
    Кстати,поздравьте, дипломчик отхватила..

    ОтветитьУдалить